«Кто не уважает своего прошлого, тот не построит достойного настоящего», – в этом высказывании сконцентрирован глубочайший смысл преемственности эволюционного развития человечества. Люди, не равнодушные к исконной истории, задумались над тем, что они могут сделать для того, чтобы будущие поколения могли черпать жизненные силы из неиссякаемого источника вечных ценностей. Изучение цивилизации волжских булгар сегодня позволяет понять величие и значение этноса в канве общих исторических закономерностей, а также сформировать в поколениях почтительное отношение к своим корням. Как следствие, значимыми объектами фонда, воссоздающими традиции предков, стали вновь построенная мечеть «Булгарское наследие» (открытие – 6 июля 2013 года), памятный знак, установленный в 2012 году на южной границе Волжской Булгарии.

У туристов и жителей нашего края, оказавшихся в районе села Ширяева, там, где находится пристань для кораблей, неизменно вызывает интерес этот колоритный архитектурный объект, увековечивший историю Средней Волги и Земли Самарской. Туристский пеший трафик приводит к месту на Попо вой горе, где много столетий назад наши предки стоически отстаивали свою независимость. Ключевая фигура композиции – барс, разместившийся на трех ветвях деревьев, – имела сакральное значение для булгар. Мифологическое животное, воплощающее силу, проворство и смелость, «держится» на единстве трех братьев – по преданию, родоначальников булгарского народа. Лапы тотемного зверя подняты в сторону, откуда шли монгольские полчища. Скульптурный ансамбль «Парящий барс», выполненный в бронзе (металле для доспехов булгарских воинов), символизирует готовность предков обороняться от вражеских нашествий, а в более глобальном аспекте – патриотический дух булгарского народа. Посыл таков: «Шерсть моя – солнечный белый свет, тело мое гиб кое и быстрое, словно вода. Ласков я, как ветер мая, для друзей моих, но враги земель Булгар пусть убоятся когтей и зубов. Крылья мои быстрые, словно у феникса. И, подобно ему, поднимусь и я из золы, дабы беречь и защищать в веках детей Дома моего». Памятный знак определяет примерное место расположения пристани торговых судов и таможенный пункт. По мнению организаторов фонда «Булгарское наследие», туризм на Средней Волге должен развиваться в соответствии с правдивой интерпретацией исторических фактов. В самом деле, не так уж много знают и коренные самарские жители об аутентичной родословной Поволжья, о том, что у истоков цивилизации нашего края стоял удивительно жизнестойкий и талантливый народ. Страна городов Исследовательская деятельность культурно-исторического фонда нашла отражение в книге «Булгарская цивилизация на Волге». Она еще раз убеждает в том, что цивилизация булгар оставила огромное наследие. Предками современных татар были булгарские племена, проживающие до седьмого века на территории Приазовья. Ведущую роль в централизации разрозненных племен и создании государства Великая Булгария сыграл булгарский князь Кубрат. Позже часть племен переселилась в Среднее Повольжье, где в 9-10 веках создали свое государство Волжско-Камская Булгария, южные рубежи которой проходили по Самарской Луке.

В мае 922 года в Волжскую Булгарию прибыло посольство арабского халифа, фактическим руководителем которого был Ахмед ибн-Фадлан. Целью визита было принятие ислама в качестве официальной религии Волжской Булгарии (Ислам существовал на Средней Волге уже в течение 200 лет). Монотеистическая религия способствовала сплочению народных масс вокруг единого центра и единого правителя, с целью консолидации сил для дальнейшего экономического, духовного, социального и политического развития. О том, что булгарское государство имело черты высокоразвитой цивилизации уже с XI века, свидетельствуют древние письменные источники. Сложению Булгарского государства во многом способствовал Великий Волжский, или, точнее, Балтийско-Волжский торговый путь, по которому двигались торговые суда купцов из северных и южных стран. Красноречивы высказывания арабских путешественников о Булгарии: «страна городов», «страна золотого трона», «страна знаниц». Действительно, в период расцвета (X-ХIII век) на Средней Волге на тысячи километров не было мощнее и богаче государства, объединившего свыше 90 городищ. Волга служила осью, вокруг которой группировались народы различных вероисповеданий, в истории мировой цивилизации это был период межэтнической уживаемости народов, объединенных необходимостью торговых отношений. Волжская Булгария занимала центральное место в этом партнерстве, булгары стали народом гражданским и торговым. Факты подтверждают, что в те времена велась активная торговля с Русью, Ираном, Китаем, Средней Азией, Кавказом, Персией, Скандинавией, Прибалтикой и Северной Европой. Обмен был взаимовыгодным: импортировались поливная керамика, оружие, бумага, драгоценные камни, стеклянная посуда, а на экспорт шли зерно, рыба, воск, мед, орехи, меха, скот, стрелы, кольчуги, ювелирные изделия, поливная керамика, оружие, кожа и т.д. К приметам централизованного государства относятся четко очерченная граница, наличие единого аппарата управления (у булгар в лице князя, а потом царя – малика, что указывает на монархическую форму правления феодального типа), единая денежная система, единая налоговая система, служившая источником пополнения казны, армия, охрана торговых путей и, наконец, суверенитет, который обеспечивал влиятельность государства на международной политической арене.

Уникальные артефакты На территории Самарской Луки известно более 30 памятников булгарского времени. Культурный архитектурный комплекс представлен общественными постройками: Соборной мечетью, Красной, Черной, Белой, Греческой палатами, школой, банями с центральным отоплением, а также погребальными сооружениями – мавзолеями. К традиционным материалам зодчих относятся кирпич и камень. История свидетельствует, что в стране булгар была развита система отопления и водоснабжения зданий, имели место глинобитные дома, на смену которым пришли наземные срубовые дома с печным отоплением.

По данным археологов, в булгарском государстве интенсивно развивались международная торговля, ремесла, скотоводство, земледелие. Передовые технологии земледелия того времени давали устойчивый урожай, что позволяло булгарам оказывать помощь соседям, так, например, в X веке булгарский царь посылал корабли с зерном в Суздальское княжество во времена голода. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, просо, ячмень, горох. При раскопках также находят зерна огурцов, малины, косточки вишни, яблок, черемухи. В качестве орудий земледельческого «производства» использовались соха, плуг, лемехи, резаки, серпы, косы, мотыги. При раскопках часто встречаются останки овец, коров, лошадей, что служит прямым доказательством развитого животноводства.

Кроме того, булгары считались преуспевающими ремесленниками, в государстве получили развитие металлообработка (железо и медь), изготовление оружия, косторезное и камнерезное мастерство, плотницкое и кузнечное дело, гончарство, резьба по кости, обработка камня, кожевенное ремесло. Во многих странах Востока и Запада чрезвычайно ценился особый сорт тонко обработанной кожи, называемой «аль-булгари». Кстати, до сих пор в некоторых европейских музеях можно встретить образцы кожевенного искусства тех времен. Высокого совершенства в стране достигло ювелирное ремесло: до наших дней «дошли» такие уникальные артефакты, как золотовисочные серьги, цепочки с подвесками, серебряные браслеты, повседневные каменные, металлические и стеклянные изделия. Причем археологи находят не только завершенные украшения, но и их заготовки-полуфабрикаты, отходы производства.

Совсем не случайно современники называли Булгарию «страной знаний», подчеркивая просвещенность волжского народа, его тесную связь с научным миром мусульманского Востока. Булгарские ученые оставили труды по астрономии и математике, геодезии и географии, медицине и фармакологии, химии и философии. Начальное образование было обязательным для всего населения.

На Муромской дороге Столицей Волжской Булгарии был город Биляр. О том, что когда-то существовал сильно укрепленный город с высоко развитой культурой, сейчас напоминают лишь высокие земляные валы и глубокие рвы – следы военных упрочений и встречающиеся обломки древних артефактов. Конечно, в свое время слава о Великом городе, как его называли, гремела на весь мир. В записках арабских путешественников и русских летописях сохранились интересные сведения о том, что жизнь в Биляре била ключом. По некоторым данным, по размерам город занимал четвертое место (после Багдада, Константинополя и Самарканда) в мире. Наряду со столицей, констатируется интенсивное развитие в древних городах Волжской Булгарии – таких, как Булгар, Джукетау, «Муромский городок», Сувар, Ошель, Кашан и многие другие.

Неповторимое место в истории отводится Муромскому городку, расположенному в двенадцати километрах от Жигулевска (ныне территория у села Валы). На протяжении нескольких веков самый крупный на территории Самарской Луки город древности вызывает пристальный интерес исследователей. Изучение самобытного места началось в 1750-1772 годы под руководством И.И.Лепехина и П.С.Паласса, а возобновилось уже в двадцатые годы прошлого столетия под руководством В.В.Гольмстен. В 1971-1979 годы ведется интенсивная археологическая работа, которую возглавила Г.И.Матвеева. В 1990 году исследовательскую деятельность продолжил археолог Р.С.Багаутдинов, а с 1993 года изучением древнего поселения занялась археолог А.Ф.Кочкина. Как результат, в 1995 году этот исторический объект получил статус уникального памятника.

Удивительно, что в древнебулгарском городе археологи обнаружили систему отопления, напоминающую современную технологию «теплых полов», магистральные каналы с системой дымоходов, печи для различных ремесленных производств и многое другое (это все в Х-ХIII веках!). Площадь Муромского городка поистине обширна, она составляет 150 гектаров, с пригородом более 400 гектар. На Самарской Луке это был главный город булгар, а вместе с тем и целого ряда поселений на волжском берегу. Большой город, появившийся в центре волжской излучины, осознавался как пограничье, чтобы обеспечить безопасность торговых путей от набегов кочевников. Безусловно, богатая булгарская цивилизация не давала покоя диким варягам, которые десятилетиями не оставляли попыток покорить незаурядный народ. В 1223 году именно на Самарской Луке, вблизи села Новинки, отборные войска Чингисхана потерпели сокрушительное поражение. Булгары разгромили элитное войско. Оставшихся в живых монголов булгары меняли на баранов. Это сражение вошло в историю под название «баранья битва». После этого события в течение 13 лет булгары отражали нашествия монгол, защищая себя и русские княжества от разгромления и порабощения. В 1236 году, собрав несметные полчища «живой силы», хан Батый завоевал Волжскую Булгарию, пали, разоренные жесточайшим образом, города Биляр, Болгар, Сувар, была прервана жизнь Муромского городка.